земельное законодательство россии находится в ведении

Современное земельное законодательство России. Общая характеристика ЗК РФ.

Земельное законодательство – это система НА РФ, S РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: ГК (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, ЗК РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, КоАП.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 К РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение НА. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА Sов РФ. ФЗ не могут противоречить ФКЗ. Законы и иные НПА субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 К РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия ФЗ. После принятия соответствующего ФЗ законы и иные НПА субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным ФЗ в течение 3 месяцев.

На основании и во исполнение ЗК РФ ОМС в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельный кодекс принят в 2001 году. Его принятие направлено на решение 2х задач:

1. приспособить земельные отношения к рыночной экономике

2. создание условий для развития всех форм собственности на земельные участки

Кодекс состоит из 18 глав, 103 статей. Общая и особенная часть (с 14 главы особенная).

В ст. 1 сформулированы основные принципы ЗК, закреплен приоритет земельного законодательства над гражданским при регулировании земельных отношений.

•Четко выраженных принципов законодательства у нас не существовало до ЗК

•Разграничение действия земельного и гражданского законодательства, а также земельного и приодоресурсного законодательства. общие имущественные отношения регулируются ГК, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

•Получило закрепление единство судьбы земельного участка и объектов недвижимости, находящихся над и под земельным участком

•В отличие от ГК, приводится четко определение частной собственности на земельные участки.

•Четко урегулирована процедура предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. жилищного строительства и комплексного освоения детей.

Особенности: частная собственность, доступность, объектом мб только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет). Земельный кодекс расширил круг арендаторов (передача 3м лицам, в аренду, субарендаторам). Отрицательные моменты ЗК: не учел законодательную практику прошлых лет, нет преамбулы, нет задач, является рамочным.

Ныне действующее земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из:

– федеральных законов, нормы которых должны соответствовать ЗК;

– законов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с федеральными законами;

– указов Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК и федеральным законам.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

На основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В настоящее время отдельные нормы, регулирующие земельные правоотношения, содержатся в Лесном кодексе от 20 января 1997 г. N 22‑ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), Водном кодексе от 16 ноября 1995 г. N 167‑ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), Градостроительном кодексе от 7 мая 1998 г. N 73‑ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) и др. Основными законами Российской Федерации, регулирующими земельные отношения, являются:

– гл. 17 части первой ГК РФ от 30 ноября 1994 г. N 51̴&;ФЗ;

– Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101‑ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

– Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137‑ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101‑ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;

– Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78‑ФЗ «О землеустройстве»;

– Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 45‑ФЗ "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28‑ФЗ «О государственном земельном кадастре»;

– Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 20&‑ФЗ «О геодезии и картографии»;

– Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738‑1 «О плате за землю» (с изменениями от 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа, 27 декабря 1995 г., 28 июня, 18 ноября, 31 декабря 1997 г., 21, 25 июля, 29 декабря 1998 г., 22 февраля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24, 25 июля, 24 декабря 2002 г.);

– Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348‑1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изменениями от 27 декабря 1990 г., 24 июня 1992 г., 28 апреля, 24 декабря 1993 г.) и некоторые другие.

Со дня введения в действие ЗК РФ законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории РФ, не применяются.

Изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента РФ применяются в части, не противоречащей ЗК.

В настоящее время действующими Указами Президента РФ являются следующие:

– Указ Президента РФ от 26 ноября 1997 г. N 1263 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды»;

– Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» (с изменениями и дополнениями от 3 ноября 1999 г.);

– Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» (с изменениями и дополнениями от 25 января 1999 г.);

– Указ Президента РФ от 11 мая 1995 г. N 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации» (с изменениями от 18 сентября 1996 г., 29 января, 16 мая 1997 г.);

– Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 25 января 1999 г.);

– Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» (с изменениями и дополнениями от 25 января 1999 г.) и некоторые другие.

Изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения постановления Правительства РФ применяются в части, не противоречащей ЗК.

До настоящего времени действуют:

– Постановление Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю»;

– Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»;

– Постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства»;

– Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации»;

– Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 537 «Вопросы федеральной службы земельного кадастра России»;

– Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 «О порядке определения нормативной цены земли» и некоторые другие.

Если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ЗК, применяются правила международного договора.

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

Основы действующего в нашей стране земельного законодательства определены Конституцией РФ, которая исходит из того, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.

Согласно статье 9 Конституции РФ, природные ресурсы, в том числе и земля, могут находиться как в частной, так и в государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Участниками земельных правоотношений могут являться: органы власти регионов Российской Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица.

Актуальность данной работы заключается в том, что в современную эпоху всесторонний анализ особенностей земельного права, действующего в России, имеет особое значение.

В ходе исследования будут решены следующие задачи:

1. дано понятие земельного права;

2. определены принципы земельного права;

3. выяснены особенности земельного права;

4. проанализирована реализация права собственности на землю в современной России.

Что такое земельное право?

Самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере использования и охраны земли, понимаемой как природный ресурс и объект недвижимого имущества, называется земельным правом. Его целью является обеспечение экономического развития России, оптимальное сочетание интересов государства, общества и каждого конкретного гражданина.

Предмет земельного права

Для предмета земельного права характерен дуализм, поскольку оно регулирует сразу две группы отношений:

1. использование земель;

2. охрана земель.

В первую группу входят вопросы предоставления участков гражданам и юридическим лицам и прекращения прав на использование земли, а также нормы ответственности за земельные правонарушения, особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д.

Охрана земель связана со специальными экологическими требованиями, предъявляемыми ко всем правообладателям земельных участков. Причем, соблюдение и исполнение установленных нормативов позволяет обеспечить рациональное использование этих участков.

С одной стороны, земельное право регулирует отношения, связанные с управлением природными ресурсами государства. И это роднит его с водным, горным и лесным правом. А с другой стороны, существует тесная связь между земельным и экологическим правом.

Основы действующего в нашей стране земельного законодательства определены Конституцией РФ, которая исходит из того, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.

Согласно статье 9 Конституции РФ, природные ресурсы, в том числе и земля, могут находиться как в частной, так и в государственной, муниципальной или иных формах собственности.

А статья 36 основного закона нашей страны закрепляет за гражданами и их объединениями право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей, если это не нарушает законные интересы других лиц и не наносит ущерба окружающей среде.

Действующее в России земельное законодательство состоит из целого комплекса федеральных законов, а также нормативных актов субъектов Федерации. Центральное место в этой системе занимает Земельный кодекс РФ. Он рассматривает землю как объект права сразу в трех категориях:

1. природный ресурс;

2. часть экологической системы;

3. недвижимое имущество.

Во-первых, земля является компонентом природной среды, она может быть использована при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, выступая при этом в качестве средства производства или территории, предназначенной для размещения различных объектов.

Во-вторых, земля - это неотъемлемая часть экологической системы, сохраняющая свои свойства, что позволяет создавать особо охраняемые природные территории, в том числе заповедники и заказники.

В-третьих, земельные участки представляют собой объекты недвижимости, которые могут принадлежать государству, юридическим или физическим лицам, а также находиться в гражданском обороте.

Основы земельного права

Земельное право основано на целом ряде принципов. Перечислим их все:

1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;

2. приоритет охраны земли над использованием ее в качестве объекта недвижимого имущества;

3. дифференцированный подход к установлению правового режима земель;

4. участие граждан, общественных объединений и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

6. экологическая защита особо ценных земель и охраняемых природных территорий;

7. платность использования земли;

8. разграничение государственной собственности на землю, которая может находиться в хозяйственном ведении Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;

9. приоритет охраны жизни и здоровья человека;

10. деление земель по целевому назначению на категории;

11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан как собственников земельных участков.

Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется, исходя из представлений о ней как о природном объекте. Владельцы участков вправе распоряжаться своим имуществом, только если это не наносит ущерба окружающей среде и не противоречит законным интересам других лиц. Земли сельскохозяйственного назначения, особо охраняемые природные территории и участки, занятые объектами культурного наследия по закону запрещено использовать для иных целей.

В Российской Федерации выделяют девять основных категорий земель:

2. территории населенных пунктов;

3. участки, занятые объектами промышленности, энергетики, транспорта и связи;

4. земли специального назначения, связанные с обеспечением безопасности государства и его граждан, а также принадлежащие министерству обороны РФ;

5. особо охраняемые природные территории;

6. участки, занятые объектами культурного наследия;

Использование и охрана земель осуществляется в интересах всего общества. При этом гражданам России гарантировано право на свободное владение и распоряжение принадлежащими им участками.

Институты земельного права

Земельное право состоит из собственных институтов, природа которых обусловлена характером регулируемых ими отношений.

Общая часть земельного права складывается из института собственности на землю, ограничения вещных прав, оборота участков, управления земельным фондом, экологических требований и ответственности за допущенные правонарушения.

Особенную же часть земельного права представляют институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых гражданам или юридическим лицам органами государственной и муниципальной власти по целевому назначению.

Понятие земельного права

Земельное право - это самостоятельная отрасль права, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию и охране земель.

В список первоочередных интересов земельного права входят:

1. охрана природных ресурсов;

2. право собственности и другие вещные права;

3. порядок межевания участков;

4. ограничения по использованию отдельных категорий земель;

5. особенности гражданского оборота объектов недвижимости;

6. работа органов государственной власти в экологической сфере;

7. обеспечение рационального использования земель.

Ученые-юристы признают земельное право самостоятельной отраслью российского права, поскольку оно имеет собственный предмет - земельные отношения, а также специфические методы их регулирования.

Субъекты земельных правоотношений

Участниками земельных правоотношений могут являться: органы власти регионов Российской Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица. Особенностями земельного права является то, что его субъекты также подразделяются на следующие категории:

1. собственники владеют и распоряжаются принадлежащими им участками;

2. землепользователи обладают правами безвозмездного срочного или постоянного бессрочного пользования участками;

3. землевладельцы получили свои наделы по наследству;

4. арендаторы заключили договоры аренды или субаренды;

5. обладатели сервитута имеют ограниченное право пользоваться участками, принадлежащими другим лицам.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения напрямую связаны с использованием и охраной земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории каждого конкретного государства. Такие отношения возникают между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Выделяют четыре группы земельных правоотношений:

Регулятивные правоотношения возникают при совершении субъектами различных действий, связанных с использованием и распоряжением земельными участками.

Материальные правоотношения основаны на нормах земельного права, устанавливающих существенные права и обязанности субъектов.

Процессуальные правоотношения предусматривают порядок подачи заявлений, просьб о предоставлении прав на земельные участки, правила обжалования решений уполномоченных органов в области земельных отношений, а также процедуру разрешения земельных споров.

Правоохранительные отношения возникают при необходимости юридического воздействия в ответ на нарушения земельного законодательства, допущенные отдельными лицами - арендаторами или землепользователями.

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.