1 съезд народных депутатов рсфср

1 съезд народных депутатов рсфср

I съезд народных депутатов РСФСР

27 октября 1989 года одиннадцатая сессия Верховного Совета РСФСР XI созыва в соответствии с Законом СССР от 1 декабря 1988 года приняла Закон РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР». Согласно этому Закону, единую систему представительных органов государственной власти РСФСР составили Советы народных депутатов — Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР, Съезды народных депутатов и Верховные Советы автономных республик, местные Советы народных депутатов (краевые, областные, автономных областей, автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские). Срок полномочий Советов народных депутатов — 5 лет.

Высшим органом государственной власти РСФСР вместо Верховного Совета стал Съезд народных депутатов, который был правомочен принимать к рассмотрению и решать любые вопросы, отнесённые к ведению РСФСР. Важнейшие вопросы республиканского значения должны были решаться на заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР и сессиях Верховного Совета РСФСР или ставиться на референдумы. Съезд народных депутатов РСФСР избирал Верховный Совет РСФСР и председателя Верховного Совета РСФСР. Верховный Совет РСФСР формировал Президиум.

Также был принят Закон о выборах народных депутатов РСФСР. Закон определил порядок назначения выборов и образования избирательных округов; образование, полномочия и организацию работы избирательных комиссий; порядок выдвижения и регистрации кандидатов в народные депутаты РСФСР; порядок голосования и подведения итогов выборов, их публикования; порядок проведения повторного голосования, повторных выборов и выборов вместо выбывших народных депутатов РСФСР. На этой же сессии была образована Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов РСФСР и назначены на 4 марта 1990 года выборы народных депутатов РСФСР и народных депутатов местных Советов.

Кандидатами в народные депутаты РСФСР было выдвинуто 8254 человека. В ходе выборов 4 марта и повторного голосования 18 марта было избрано 1026 народных депутатов РСФСР. Ещё 34 депутата были избраны в мае 1990 года в результате повторных выборов.

Первое собрание народных депутатов РСФСР прошло 8 апреля. Однако официальное открытие Съезда народных депутатов РСФСР состоялось 16 мая в Большом Кремлевском дворце.

Ещё до Съезда вокруг Ельцина — харизматического лидера — сложилось объединение социально и политически разнородных сил. Главным орудием в борьбе за власть нового российского руководства и пошедших за ним сил стало требование республиканского суверенитета.

Съезд народных депутатов РСФСР открылся 16 мая 1990 года. В зале собралось 1050 депутатов из 1059. Из них 86,3% были членами КПСС. Открыл съезд в качестве председателя Центральной избирательной комиссии РСФСР и вёл его заседания до избрания 29 мая Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР В. И. Казаков [1] .

Первым вопросом повестки дня было формирование Секретариата и Мандатной комиссии Съезда.

Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 октября 2016 года.

Из декларации I Съезда народных депутатов РСФСР

«О государственном суверенитете РСФСР» 12 июня 1990г.

Съезд народных депутатов РСФСР,

— сознавая историческую ответственность за судьбу России;

— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, вхо- дящих в Союз Советских Социалистических Республик;

— выражая волю народов РСФСР, торжественно провозглашает госу- дарственный суверенитет Российской Советской Федеративной Со- циалистической Республики на всей ее территории и заявляет о ре- шимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

Документ провозглашал верховенство республиканских законов над законами СССР и раздел общенародного достояния СССР. Это был первый правовой акт, означавший начало ликвидации Союза. В развитие данной позиции в октябре 1990 г. был принят Закон РСФСР «О действии актов Союза ССР на территории РСФСР». Он давал право российским органам власти приостанавливать действие союзных актов в том случае, если они нарушали суверенитет Рос- сии. Закон предусматривал вводить в действие решения высших органов государственной власти СССР, указы и другие акты Прези- дента СССР лишь после их ратификации Верховным Советом РСФСР. Он вводил беспрецедентную в юридической практике норму — наказа- ние для граждан и должностных лиц, исполняющих союзные зако- ны, не ратифицированные Верховным Советом РСФСР.

II съезд (декабрь 1990 г.) утвердил закон «Об изменениях и до- полнениях к Конституции (Основному Закону) РСФСР», расширив суверенные права России. Изменения и дополнения касались вер- ховенства республиканских законов и собственности на территории РСФСР. Природные богатства и основные производственные фон- ды объявлялись собственностью России и могли предоставляться Союзу в пользование на основе законов РСФСР и будущего союз- ного договора.

Был принят также закон «Об обеспечении экономической осно- вы суверенитета РСФСР». С целью предотвращения нарастающей угрозы массовых забастовок, устранения социальной напряженно- сти, вызванной очередным повышением цен, российское руково- дство переводило бастующие предприятия под свою юрисдикцию, одновременно прекращая выплаты в союзный бюджет.

Закон о бюджете на 1991 г. вводил одноканальную систему на- логообложения, лишая союзный центр собственных финансовых источников.

Принятые Россией документы 1990 г. привели к конституцион- ному кризису союзного государства и стали питающей средой «па- рада суверенитетов». При этом Б.Н. Ельцин усиленно «раскачивал лодку» СССР, выдвинув провокационное по сути предложение рос- сийским автономиям взять «такую долю самостоятельности, какую можете переварить». Он выступал против «модернизации унитарно- го государства», за преобразование СССР в «союз суверенных госу- дарств», наделенный функциями, переданными ему республиками (III (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР 28 марта — 5 апреля 1991 г.).

Оценив ситуацию, руководство российских автономий через свои Советы стали принимать декларации о собственном суверени- тете и отсылать их Президенту СССР. Они содержали официальную установку на создание этнических государств, т.е. на законодатель- ное оформление отказа от государства советского типа («республики трудящихся»). Осенью 1991 г. все автономные республики РСФСР провозгласили себя суверенными государствами, многие автоном- ные области заявили о преобразовании себя в республики. Назрела реальная угроза распада РСФСР, либо превращение республики в конфедерацию.

IV Съезд народных депутатов РСФСР (21—25 мая 1991 г.) принял закон «О Президенте РСФСР». В законе было закреплено положе- ние — «Президент — глава исполнительной власти». Он имел право назначать членов правительства, чем было заложено принципиаль- ное противоречие между двумя конституционно высшими органами государственной власти в России — съездом и президентом. Это противоречие в дальнейшем усугубило конституционный кризис в РСФСР, связанный с суверенизацией автономий. Вместе с тем Съезд усилил позицию главы России на переговорах по реформи- рованию СССР.

В июне 1991 г., в соответствии с принятыми дополнениями к Конституции РСФСР, в Республике состоялись выборы первого Президента России. Им стал Борис Николаевич Ельцин (1991 — 1999 гг.).

БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ЕЛЬЦИНВ 1955 г. окончил Уральский поли- технический институт, по образованию инженер-строитель. После кри- тического выступления на Пленуме ЦК в октябре 1987 г. снят с поста секретаря Московского горкома, выведен из Политбюро; назначен 1-м заместителем председателя Госстроя СССР — министром СССР. В 1989 г. при поддержке демократического движения избран народ- ным депутатом СССР, в 1990 — народным депутатом РСФСР. В 1990 г. на XXVIII съезде КПСС объявил о выходе из партии. В 1990—1991 гг. Председатель Верховного Совета РСФСР. Во время августовского кризиса 1991 г. возглавил сопротивление деятельности Государственно- го комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). В декабре 1991 г. совместно с руководителями Украины и Белоруссии подписал Беловеж- ские соглашения о прекращении существования СССР и создании Со- дружества Независимых Государств (СНГ). В соответствии с Указом Б.Н. Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (сентябрь 1993) ликвидирована система Советов. По инициативе Б.Н. Ельцина разработана новая Конституция Россий- ской Федерации (принята в декабре 1993). 31 декабря 1999 г. подал заявление об отставке с поста Президента РФ (Отечество. История, люди, регионы России: Энциклопедический словарь. М.: Большая Россий- ская энциклопедия, 1999).

ПЕ́РВЫЙ СЪЕЗД НАРО́ДНЫХ ДЕПУТА́ТОВ РСФСР

Первая сессия съезда народных депутатов РСФСР, проходившая 16 мая – 22 июня 1990 года. 12 июня съезд принял Декларацию о суверенитете РСФСР.

920 депутатов были членами КПСС, но часть из них боролась против руководства КПСС. Еще на выборах на съезд большинство оппозиционных организаций объединилось в блок “Демократическая Россия”. Он получил около трети голосов. Съезд сформировал Верховный совет РСФСР.

При выборах председателя Верховного совета консервативное крыло съезда поддерживало выдвинутого коммунистами Председателя СМ РСФСР А.В. Власова, а демократы — Б. Ельцина. 28 мая Президент СССР М.С.Горбачев выступил на российском съезде народных депутатов с последней попыткой предотвратить избрание Б. Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР на выборах, назначенных на следующий день. 29 мая Съезд в 3-м туре голосования избрал Б.Н. Ельцина Председателем ВС РСФСР. За него было подано 535 голосов (при 502 против), за А.В. Власова - 467 голосов. Таким образом, часть депутатов голосовала против обоих. 5 июня первым заместителем председателя ВС РСФСР избран Р. Хасбулатов.

Съезд упразднил органы народного контроля и Госприёмки в РСФСР, избрал конституционную комиссию (председатель Б. Н. Ельцин). На съезде сформировались основные фракции - "Демократическая Россия", "Коммунисты России", "Продовольствие и здоровье" (позднее - "Аграрный союз России"), "Смена - новая политика" и др.

Под давлением “Демократической России” съезд 12 июня 1990 года принял Декларацию суверенитета России (907 депутатов «за9raquo; и только 13 «против9raquo;). За это решение проголосовало и большинство коммунистов, недовольных реформами союзного центра. Под суверенитетом понималось верховенство законов РСФСР над законами СССР, а не полная независимость. Таким образом, в СССР образовалось два центра власти. 22 июня было принято постановление о разграничении полномочий РСФСР и СССР, которое должно было лечь в основу позиции России при переговорах о союзном договоре.

Ельцин Б. Записки президента. М., 1&94;

Ельцин – Хасбулатов: единство, компромисс, борьба. М., 1&94; Современная Россия (1985-2010): Хрестоматия по истории. М., 2014;

Хасбулатов Р.И. Великая российская трагедия. М., 1994.

доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН

Первый Съезд народных депутатов рсфср

16 мая 1990 г. в Москве отрылся первый Съезд народных депутатов России. В результате напряженной дискуссии и выборов Ельцин с незначительным перевесом голосов был избран Председателем Верховного Совета РСФСР.Правительство РСФСР возглавил опытный хозяйственник И.С.Силаев. Главным вопросом первого съезда стал вопрос о государственном суверенитете России.В результате его обсуждения 12 июня 1990 г. была принятаДекларация о государственном суверенитете России. 19 июня начал работу Учредительный съезд Компартии РСФСР, избравший своим лидером коммуниста-фундаменталиста И.К.Полозкова. Это также в определенной степени способствовало перенесению центра тяжести в Верховный Совет РСФСР.

Гласность высветила всю сложность национального вопроса в СССР, который по официальным документам прежде "отсутствовал". Стали известны тщательно скрываемые страницы истории национально-государственного строительства, практика выселения целых народов с мест постоянного проживания. Еще на первом этапе "перестройки" активно развивается движение турок-месхетинцев за реабилитацию, немецкого населения за воссоздание автономии. Все это либо спускается центром "на тормозах", либо тонет в бесконечном потоке обсуждений и пустых обещаний. Любые проявления протеста на национальной почве рассматриваются Москвой как "вылазки националистов" и жестко подавляются. Так, в 1986 г. после снятия Д.А.Кунаева с поста первого секретаря Компартии Казахстана и назначения на этот пост русского Г.Колбина в Алма-Ате прошла демонстрация протестующей молодежи, которая требовала уважения к национальным кадрам. Против демонстрантов была применена сила. Около тысячи человек были ранены, двое убиты. С особой силой вспыхнул национальный конфликт в конце 1988 г. в Нагорном Карабахе. Его суть состояла в том, что Нагорно-Карабахская автономная область с компактным проживанием армян входила в состав Азербайджана. Армения и Азербайджан фактически оказались в состоянии войны друг с другом при полной неспособности центра найти политический выход из этого конфликта. Центр по-прежнему пытался опираться на местную партийную номенклатуру, использовал войска. Трагедией стали события в Тбилиси 8 апреля 1989 г. Организованная в городе демонстрация националистических сил, требовавших ликвидации автономий в составе Грузии и выхода республики из состава СССР, была разогнана войсками, против демонстрантов применялись слезоточивые газы. 19 человек погибли, сотни получили ранения. В июне 1989 г. в Фергане произошли столкновения узбеков с турками-месхетинцами. Столкновения на национальной почве в 1989—1990 гг. произошли в Сумгаите, Сухуми, Баку, Душанбе и ряде других городов. Репрессивные меры центра стали решающим фактором отторжения его политики практически во всех республиках СССР.

2. Крушение "социалистического лагеря" Новое мышление в международных делах

Во внешнеполитической деятельности СССР в 1970—80-е годы геополитические и стратегические интересы страны облекались в традиционную для советской дипломатии идеологическую риторику. Эти установки исходили из приоритета классовых ценностей и распространялись на весь спектр международных отношений: от социалистической интеграции в рамках СЭВ до усиления военного присутствия в странах "третьего мира". Принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем — базовое положение советской внешнеполитической доктрины — рассматривался как специфическая форма классовой борьбы. Следствием этого было биполярное равновесие между НАТО и ОВД, основанное на балансе сил, который сохранялся главным образом благодаря ядерному потенциалу. На протяжении 1970-х — первой половины 1980-х годов зона стратегических и геополитических интересов СССР увеличивалась. Для вразумительного обоснования этого риторика классовых ценностей годилась все меньше, а в отдельных случаях она выглядела просто анахронизмом. "Пролетарским интернационализмом" все сложнее было аргументировать те или иные внешнеполитические акции, такие "шитые белыми нитками" объяснения делали облик СССР на международной арене малопривлекательным. Это в наиболее резкой и трагической форме проявилось во время афганской войны, когда желание усилить стратегическое влияние на традиционном для отечественной дипломатии направлении обернулось для СССР втягиванием в "тлеющую" войну с огромными людскими потерями и непосильным грузом для экономики. Все это требовало корректировки внешнеполитических установок на базовом, доктринальном уровне.

К середине 1980-х годов изменилась и внутренняя природа советского строя. Начало "гонки вооружений", в которой Советский Союз конкурировал как минимум на равных, пришлось на годы динамичного развития индустрии, особенно ее оборонных отраслей, бурного развития наукоемких технологий в этих областях при несомненном лидерстве в природных и людских ресурсах, высоком образовательном уровне взрослого населения. Вместе с тем по мере консервации противоречий в народном хозяйстве система теряла свой внутренний динамизм, "костенела" и ей все сложнее давалось военно-технологическое соперничество. Такая ситуация усиливала взаимозависимость экономических реформ и внешнеполитической деятельности.

Именно эти обстоятельства и составляли объективную основу перемен, носивших поистине кардинальный характер на последнем этапе советской внешней политики. Их суть состояла в том, что произошел отказ от прежней абсолютизации классового подхода, а новой оболочкой мирного сосуществования стало так называемое "новое политическое мышление". Концепция "нового мышления" была в более или менее цельном виде сформулирована в уже упоминавшейся книге Горбачева "Перестройка для нашей страны и для всего мира", которая вышла на Западе в 1987 г. В книге утверждалось, что капиталистический, социалистический и "третий" мир тесно взаимосвязаны. Все цивилизационное пространство является целостным и неделимым, в нем существуют глобальные проблемы, которые должны стать сферой приложения усилий всего человечества. Из этого положения следовала невозможность решения международных проблем силовыми методами. В качестве нового универсального инструмента решения международных вопросов провозглашался не баланс сил двух систем, а баланс их интересов. Это был действительно поворот на сто восемьдесят градусов — единственное, в чем согласны все современные исследователи. Но на практике реализация "нового политического мышления" в советской внешней политике отличалась весьма существенными противоречиями, а ее последствия для развития мирового порядка, по всей видимости,еще не проявились в полной мере.

Конечно, "проводить в жизнь" абсолютно новую политику должен был новый министр иностранных дел. А.А.Громыко, занимавший этот пост с 1957 г., вряд ли подходил для этой роли. Вместе с тем Горбачев сам проявлял недюжинную активность именно во внешнеполитической сфере, по всему было видно, что он определил ее для себя как приоритетную. Эти обстоятельства существенно повлияли на то, что новым министром иностранных дел в июне 1985 г. был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э.А.Шеварднадзе. Он никогда не занимался международными делами и вообще не имел никакого внешнеполитического опыта. Разрыв с прежней традицией проявился и в смене 10 из 12 заместителей министра иностранных дел; были назначены новые начальники почти всех управлений МИД.

Для реализации "нового политического мышления" были определены три главных направления. Прежде всего, предполагалось преодолеть конфронтацию между Востоком и Западом, достичь с Западом партнерских отношений на основе взаимного разоружения. Вторым направлением, на котором должны были сосредоточиться усилия советской дипломатии, сталоразблокирование региональных конфликтов. Оно создавало объективную основу, чтобы перейти к установлению тесных и взаимовыгодных контактов со всеми странами без оказания предпочтения социалистическому лагерю. В целом, очевидно,основной вектор советских внешнеполитических усилий СССР перемещался с Востока на Запад. Такая "вестернизация" воспринималась настороженным Западом неоднозначно. Прежде всего, согласно большинству современных американских исследований, Запад видел реальную подоплеку "нового политического мышления" в том, что Советский Союз добивается сокращения военных расходов, ставших непосильным бременем для его экономики. Вторая цель "нового политического мышления", по мнению западных авторов, состояла в том, что Советский Союз добивается получения кредитов, чтобы гарантировать импорт американского зерна, а по возможности заключить контракты на поставки высокотехнологического оборудования и технологий. Таким образом, Запад был далек от того, чтобы принимать горбачевские "теоретизирования" о взаимозависимом мире за "чистую монету", и старался тщательно отслеживать свои интересы в игре по новым правилам, которые на начальном этапе несомненно предлагал Горбачев.

I съезд народных депутатов РСФСР

27 октября 1989 года одиннадцатая сессия Верховного Совета РСФСР XI созыва в соответствии с Законом СССР от 1 декабря 1988 года приняла Закон РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР». Согласно этому Закону единую систему представительных органов государственной власти РСФСР составляли Советы народных депутатов - Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР, Съезды народных депутатов и Верховные Советы автономных республик, местные Советы народных депутатов (краевые, областные, автономных областей, автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские). Срок полномочий Советов народных депутатов - 5 лет.

Высшим органом государственной власти РСФСР вместо Верховного Совета стал Съезд народных депутатов, который был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесённый к ведению РСФСР. Важнейшие вопросы республиканского значения должны были решаться на заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР и сессиях Верховного Совета РСФСР или ставиться на референдумы. Съезд народных депутатов РСФСР избирал Верховный Совет РСФСР и Председателя Верховного Совета РСФСР. Верховный Совет РСФСР формировал Президиум.

Также был принят Закон о выборах народных депутатов РСФСР. Закон определил порядок назначения выборов и образования избирательных округов; образование, полномочия и организацию работы избирательных комиссий; порядок выдвижения и регистрации кандидатов в народные депутаты РСФСР; порядок голосования и подведения итогов выборов, их публикования; порядок проведения повторного голосования, повторных выборов и выборов вместо выбывших народных депутатов РСФСР. На этой же сессии была образована Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов РСФСР и назначены на 4 марта 1990 года выборы народных депутатов РСФСР и народных депутатов местных Советов.

Кандидатами в народные депутаты РСФСР было выдвинуто 8254 человека. В ходе выборов 4 марта и повторного голосования 18 марта было избрано 1026 народных депутатов РСФСР. Ещё 34 депутата были избраны в мае 1990 года в результате повторных выборов.

Первое собрание народных депутатов РСФСР было 8 апреля. Однако официальное открытие Съезда народных депутатов РСФСР состоялось 16 мая в Большом Кремлевском дворце.

Ещё до Съезда вокруг Ельцина - харизматического лидера — сложилось объединение социально и политически разнородных сил. Главным орудием в борьбе за власть нового российского руководства и пошедших за ним сил стало требование республиканского суверенитета.

Съезд народных депутатов РСФСР открылся 16 мая 1990 года. В зале собралось 1050 депутатов из 1059. Из них 86,3% были членами КПСС. Первым вопросом повестки дня было формирование Секретариата и Мандатной комиссии Съезда.

Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

36 − 30 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

map